4living
InteriorExplorer
Редактор коллажей
PinBoard
Конкурс коллажей

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АРХАИЧНОМУ СТЕРЕОТИПУ

АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМАТИКУ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ:

1) Храм, как "сосредоточение Духа" становится благодаря освящению и молитве верующих.
2) Храм, "как здание" является отображением своей эпохи, менталитета и культуры общества в конкретное время и в конкретном пространственном ареале, а также отображает развитие технологий, экономики и политики.
3) Воссоздание утраченных храмов и строительство новых, по мотивам исторических построек, говорит о деградации поколения, оно
не способно созидать в своем времени равное, тем более лучшее чем предыдущие поколения.
4) Строительство нового храма целесообразно лишь после того, как использован весь ресурс наследия - отреставрированы и действуют все уже построенные когда-то храмы.
5) Пустующие храмы целиком или по частям перевозятся в места, где они востребованы, реставрируются, ремонтируются и вводятся в эксплуатацию - данный способ не прост, частично теряется аутентика, но он несравнимо лучше утраты наследия и строительства новоделов "попроще и подешевле"
с декорацией "под традицию"
6) Строительство нового храма воплощается исключительно в современной эстетике (от минималистичной до очень сложной), но при этом обязательно используется традиция, глубинная основа заложенная в веках
7) Архитектура храма недопускает типовых решений - это материальный слепок духа людей , - он индивидуален и неповторим.

ПОИСК НАИБОЛЕЕ АДЕКВАТОГО ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА:

1) Начало поиска образа наиболее верно предпринять с истоков, проследить развитие христианских храмов от древнейших времен - начала нашей эры, до текущего момента времени - начала 21-ого века. Поскольку христианство имеет две основные ветви - Православие и Католичество, целесообразно соотнести развитие храмов именно этих двух основопологающих направлений христианства. На первом планшете отображена принципиальная схема развития Православных храмов, на втором - Католических. В их развитии есть общие черты - единый источник, древние христиане свершали обряды в катакомбах, позднее строились храмы и лишь после 5-ого, а действительно очевидно после 10-ого веков Православные храмы и Католические стали различаться и развиваться своими путями. Так из схемы развития Католической сакральной архитектуры мы можем наблюдать постоянное обновление и изменение - каждая эпоха привносила свое видение, свой дух, - посредством технологий своего времени отображалось в строительстве храмов. Православные же храмы отталкиваясь от Византийской традиции также претерпевали множество обновлений, но в конце 19-ого века наметился кризис. Так строительство храма Христа Спасителя в Москве , или храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге вызвали неоднозначную реакцию профессионалов и общества - эти храмы слишком прямолинейно копировали старинную архитектуру и не отображали развития своего времени.... После тежелых времен для храмов с 1930-е по 1990-е началось их возрождение. Только вот "Дух Православия" возрождался, но никак не архитектура. Воссоздание храма Христа Cпасителя, которое было признано неудачным, завело сакральную Православную архитектуру в тупик. Состояние тупика усугубилось строительством новых храмов "под традицию", только попроще, подешевле, но почему-то современными технологиями, да еще часто качество строительства оставляло желать лучшего. Пародоксально на этом фоне выглядят множество заброшенных старинных церквей в малых городках и деревнях.... Из этого краткого экскурса следует вывод, отображенный в тезисах - АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМАТИКУ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

2) Поиск образа и объемно-пластического решения происходил методом переосмысления и интерпритации традиционных Православных храмов, предметов Богослужения. Первый вариант предпринимался методом поднятия плана из формы Православного Креста, вариант отклонен - идея считываема лишь с плана, в объеме теряется. Второй вариант - методом переосмысления и интерпритации одноглавой церкви, вариант отклонен - больше подходит для часовни. Третий вариант тем же методом, что и второй, вариант отклонен - недостаточно монументален, скорее это маленькая церковь. Четвертый вариант шел методом переосмысления и интерпритации пятиглавой церкви, вариант отклонен - искажение объема в плане не было достаточно обосновано. Пятый вариант, как и четвертый, шел методом переосмысления и интерпритации пятиглавой церкви, это решение - интерпретация традиции имеющая потенциал, образ достаточно монументален, ясно считываем. Именно этот вариант и был выбран для дальнейшей проработки. Такое решене в целом отвечало всем основополагающим принципам изложенных в тезисах, но недоставало деталей, которые бы внесли дополнительные смыслы и придали бы глубины...




ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА: РЕШЕНИЕ

1) Объемно-пространственное решение:

Храм представляет собой композицию из 9 элементов:
1 - Площадь прямоугольной вытянутой формы перед храмом, она же "входит" в само здание храма.
2 - Здание храма по сути являющееся призмой (форма взята из традиционной пятикупольной церкви, очищена от деталей) - она же "база" или "платформа" для других элементов.
3 - Пять башен - эти элементы есть ни что иное, как интерпритация пяти глав традиционной церкви. Традиционная форма становится архитектурно более "чистой", четкое же завершение придает башням срез в 45 градусов, а выразительность проявляется за счет расширяющийся или сужающийся конусной формы. Как и в традиционном храме здесь выдержана строгая симметрия и иерархия центрального барабана - он более высокий, а все остальные четыре своим разворотом на 45 градусов как бы тянутся к главному.
4 - Восьмой элемент - колокольня, строгая вытянутая вверх форма у основания имеющая квадратное сечение, а у верхушки эллипс, как и в барабанах. Срез вершины под углом в 45 градусов, идентичен барабанам.
5 - Девятый элемент храма - бассейн, выполняющий символичную функцию. С одной стороны это как триединство, созданное Богом первоначальных элементов - вода, земля и небо, а с другой стороны вода всегда имела огромный смысл при обряде Крещеня...


2) Планировочное решение:

Планировка здания храма традиционна - Притвор, из которого вниз по лестнице или на подъемнике мы можем попасть в подвальные помещения - холл, зал для различных мероприятий, который освещается через витрину на дне декоративного бассейна, туалеты ( они вынесены за контур самого храма) и техпомещения. Также из притвора вверх по лестнице мы можем попасть на балкон для хора. Через притвор мы попадаем в средний зал храма, который оканчивается иконостасом, за ним алтарная часть. В притворе предусмотрена лавка для церковных принадлежностей. Пространство среднего зала храма оснащено скамьями. Важнейшую роль в функциональной начинке храма играет площадь перед ним, визуально составляющая единое целое с ним, также "дорога Крестного хода" вокруг храма. Территория вокруг здания представляет собой лаконичный, выдержанный в том же эстетическом ключе, что и храм - парк.




3) Конструктивное решение здания:

Главный конструктивный элемент здания, несущий основную нагрузку кровли и подпирающий центральный барабан - четыре ветвевые колонны, каждая из которых состоит из трех элементов (что в свое время тоже отражает символику Триединства). По всему периметру храма устанавливаются дополнительные колонны, на них же ложится основная нагрузка фасадной системы. Фасадная система, как и ветвевые колонны являются еще одной конструктивной "изюминкой" - эффект стекла, несущего стекло максимально точно подошел для выражения идеи.

4) Детали и символика:

Каждая деталь, будь то объем здания или графика на стекле несет особый смысл, - так сама форма храма: призматический объем и пять конусных барабанов, по сути является развитием пятиглавой церкви. Стеклянный фасад с градиентностью прозрачности, от полностью прозрачного у притвора (символизирует открытость православных людей и чистоту их помыслов) до непрозрачного стекла в алтарной части символизирующей Таинство. Белый цвет, как и сложная текстура светлого камня, отделки элементов нового храма, достигаемая разным форматом, оттенками и разной обработкой - отсыл к текстуре и цвету белокаменных старинных церквей 12-14 веков. На фасадах храма - Святые, точнее графика с их контурами. Важная роль отведена символу Святого Духа - голубю. Котнуры голубей прихожанина встречают еще на подходе к зданию, площадь храма "инкрустирована" ими вплоть до центрального входа. Также голубиные контуры вмонтированы в иконостас над "Царскими Вратами". Пожалуй, один из наиболее значимых символов - башня света. Это центральный барабан по аналогии с пятиглавой церковью. В проекте нового храма эта башня несет огромную символическую роль не только снаружи, как центральная и самая высокая, на которой Православный крест, но и изнутри. Прихожанин немного пройдя вглубь, ближе к центру, остановясь, увидит свет льющийся через верхнее окно башни, подымет голову и увидит где-то там, в вышине, сквозь лучи льющегося света контуры голубей - символ Святого Духа. Больше усиливают этот эффект и ветвевые колонны, несущие кровлю и подпирающие башню света - они создают некую отдаленную иллюзию сводов и условно делят пространство храма на традиционные три нефа: центральный и два боковых. От части, этот эффект льющегося света Божьей Благодати можно увидеть и в зале для сборов и мероприятий в нижнем уровне храма. Лучи солнца, либо свет уличных фонарей будет проходить через небольшую толщу воды бассейна над помещением, стекло, и преломляясь и искрясь от отражений водной ряби падать в просторный зал. Бассейн также выполняет символическубю роль - с одной стороны вода играет важнейшую роль в Таинстве Крещения, с другой символизирует три первичные материи - вода (как раз ее и символизирует бассейн), земля - здание храма и его территория, небо - оно само окутывает храм и всех кто в нем находится. Сумма всех символов сведеная в единый порядок и соподчиненная единому замыслу позволяет создать не просто современное здание, но современный храм - будущее вместилище Духа.


5) Возможная "посадка" здания храма в городской контекст:

Предложенное решение нового храма наиболее гармонично впишется в ландшафт "спальника" среднего и крупного города.
Его архитектура и масштаб органично вольются и станут смысловым акцентом в кварталах многоквартирных жилых домов. Большая роль в проекте отведена под публичное пространство - площадь перед храмом и территория вокруг нее - такое решение даст визуальный коридор, оптическое разделение жилмассива и храма. В контекст старого города данный проект может влиться при помощи своего стеклянного фасада, отражающего окружение, но стоит ли это делать или нет, потребует отдельного анализа ситуации.


РЕЗЮМЕ

Резюмируя проектное, решение хочется отметить, данный храм есть попытка переосмыслить традицию, найти точку опоры в ней и смело идти в будущее. Этот образ нового Православного храма должен словно говорить - цените и уважайте свое прошлое, свои истоки, вдохновляйтесь ими и черпайте из них силу - смело идите в будущее, создавайте его, чтобы последующие поколения могли также черпать силы, мудрость и вдохновение, как мы ищем ее в глубине веков и мудрости предков.